Чип-тюнинг
Что такое чип-тюнинг и как он работает?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо иметь представление о том, какие функции выполняет блок управления двигателем и как работает электронный впрыск топлива. Несмотря на разнообразие и конструктивные отличия систем впрыска и блоков управления двигателем, принцип их работы схож. Функция блока управления двигателем и системы впрыска: в нужный момент впрыснуть во впускной коллектор или непосредственно в цилиндры двигателя определенное количество топлива и подать определенную порцию воздуха. А также, в нужный момент времени поджечь образовавшуюся топливовоздушную смесь, подав сигнал системе зажигания. Блок управления двигателем является "мозгом" электронной системы впрыска и представляет собой контроллер. Для оптимального управления двигателем контроллеру нужна информация о положении коленчатого вала, степени открытия дроссельной заслонки, количестве поступающего в цилиндры воздуха, температуре двигателя, положении педали акселератора и скорости автомобиля. На основе получаемых данных от датчиков блок управления двигателем рассчитывает момент и количество топлива для впрыска, а также момент, в который необходимо поджечь топливовоздушную смесь в цилиндрах. Результатом работы блока управления двигателем становятся команды, топливным форсункам, топливному насосу и системе зажигания.
Как же меняет работу блока управления двигателем чип-тюнинг?
Получив информацию от внешних датчиков, блок управления двигателем обращается к специальным данным, в которых указаны зависимости длительности впрыска и момента зажигания от данных — расхода воздуха, нагрузки на двигатель, его оборотов и пр. Эти данные еще называют "картами впрыска". В зависимости от типа двигателя и блока управления двигателем, количество и объем карт впрыска может быть разным, но все они записаны на специальной чипе памяти, отсюда и название "чип-тюнинг". Карты впрыска записанные на чип в блоке управления двигателем — результат долгой и кропотливой работы, по оптимизации процессов в двигателе, мотористов и инженеров компании — производителя автомобиля. Задача данной работы — получение наилучших показателей надежности, стабильности, мощности, экономичности и соответствующих уровней выбросов вредных веществ, принятым экологическим нормам. Также, более продвинутые блоки управления двигателем могут отступать в заданных переделах от значений карт впрыска, для более эффективной работы двигателя, если того требуют внешние условия. К примеру, количество впрыскиваемой в цилиндры горючей смеси может измениться на основе информации получаемой от датчиков лямбда-зонда. А момент зажигания меняется в зависимости от данных получаемых от датчика детонации. Но все отступления от данных карт впрыска не велики, и ограничиваются пределами, указанными в тех же картах впрыска, именно чип в блоке управления двигателем с записанными на нем данными определяет характер работы двигателя.
Как добиться лучших показателей двигателя.
Все зависит от конкретного двигателя и его системы управления. Большинство современных атмосферных двигателей не дают большого простора для творчества. Можно немного, примерно на 10-15%, повысить мощность и крутящий момент двигателя, как правило, даже этого хватает для улучшения разгонной динамики и тяги автомобиля. Как правило, после чип-тюнинга, повышают значение оборотов двигателя, на которых АКПП переходит на следующую передачу, срабатывает электронный ограничитель. Куда интереснее чип-тюнинг для двигателей с турбо наддувом. В памяти чипа его блока управления двигателем есть, помимо карт впрыска, еще карта с данными о давления наддува. Изменяя данные для управления перепускным клапаном можно добиться увеличения давления наддува, и как следствие в цилиндры будет подаваться больший объем воздуха, затем необходимо изменить карту впрыска, обеспечив двигатель соответствующим количеством топлива. Таким же способом "чипуются" турбо дизели. В обоих случаях прирост мощности и крутящего момента более существенный, от 20%, чем для атмосферных двигателей.
За счет чего достигается экономия топлива.
Чип-тюнинг позволяет непрерывно оптимизировать давление, объем и время впрыска. Увеличение мощности достигается за счет повышенного крутящего момента, а не благодаря повышению числа оборотов, что уменьшает необходимое количество оборотов. Переключение на следующую передачу может выполняться раньше, за счет чего сокращается расход топлива.
Экономная езда:
1. Постоянно следите за величиной давления в шинах, принимая во внимание информацию производителя.
2. Вовремя (обычно раз в 2 года) заменяйте шины, так как изношенные шины существенно увеличивают расход топлива.
3. Экстремально высокие или слишком низкие температуры ухудшают качество езды, что изменяет расход горючего. Увеличению расхода бензина способствуют также снег, дождь и езда по горячему асфальту.
4. Стремитесь к движению на малых оборотах и следите, чтобы двигатель не использовался на полную мощность без необходимости.
5. Соблюдайте осторожность, старайтесь избегать повышенного темпа езды во время приближения к светофорам или пробкам.
6. Избегайте резких торможений, позволяйте автомобилю подруливать.
7. Избегайте экстремальной манеры вождения, чередований полного и слабого газа. Равномерно жмите на педаль газа и соблюдайте скоростные границы.
8. Глушите двигатель в случае ждущего режима более 2-х минут.
9. Демонтируйте багажник и неиспользуемые крепления, например, для транспортировки велосипедов, уберите из багажника ненужные предметы. Больший вес автомобиля требует усиленной работы двигателя.
Ресурс ДВС и КПП.
Надежность двигателя настолько высока, что при средней манере езды дополнительный износ не возникает, так как после чип-тюнинга никакие предельные режимы работы двигателя не только не перекрываются, но и не достигаются. Если водитель начинает постоянно ездить в режиме полный газ, то нагрузка на мотор действительно возрастает. В цифрах уменьшение службы двигателя при агрессивной езде означает 5-10% для атмосферных двигателей и 10-15% для турбированных. При этом увеличение мощности и крутящего момента турбированного двигателя находится в пределах 20%. Более форсированные варианты чип-тюнинга вызывают дополнительный износ Многие автомобилисты беспокоятся о потере ресурса АКПП после чип-тюнинга. Здесь мы можем Вас успокоить. Поработав со всеми видами АКПП, будь то SMG (BMW), Multitronik (Audi), Tiptronik (Porsche), 4/5/6-ступенчатые АКПП с гидротрансформатором (разные производители), 7G-Tronik (Mercedes), DSG (VAG-группа), F1 (Lamborghini и Ferrari), Soft Touch (Smart), мы можем обоснованно утверждать, что ресурс остается практически без изменений. Лишь мощные объемные дизеля VW Touareg 5.0TDI Mercedes G400CDI, ML 420CDI требуют подъема крутящего момента не в максимальных пределах.
Повлияет ли чип-тюнинг на гарантию?
Самая главная проблема чип-тюнинга – отказ в гарантийном обслуживании практически с вероятностью 100%. В частности, один из крупнейших российских дилеров оставляет гарантию только на лакокрасочное покрытие и лишает ее техническую «начинку» автомобиля.
Специалисты по чип-тюнингу уверяют, что обнаружить измененные настройки невозможно. Однако мастера в дилерских автосервисах, в свою очередь, утверждают: дата любого изменения кодов в ЭБУ фиксируется в «мозгах» машины, так что скрыть факт чип-тюнинга не удастся.
Именно поэтому многие владельцы новых машин к сторонним ателье предпочитают не обращаться, а если и улучшают динамические показатели своих моторов, то с помощью специальных прошивок, одобренных производителем. Что касается машин, сошедших с гарантии, то здесь поле для экспериментов безграничное. И к чип-тюнингу прибегают не только владельцы спорткаров, но и вполне утилитарных или сугубо городских машин – начиная с Ford Focus и Chevrolet Cruze и заканчивая Renault Kangoo и Peugeot Partner.
Почему на заводе сразу не настраивают максимальную мощность автомобиля?
Прежде всего, двигатели не настраиваются заводом-изготовителем по максимальной мощности по целому ряду причин: выполнение евронорм выхлопа, защита от агрессивных водителей, разные климатические условия эксплуатации. Это дает возможность для тюнинговых компаний восполнить данный пробел!